Главная » Статьи » Категории » Путешествия

Индия 2012. Дневники путешествия. Часть III

28 декабря 2012
Шивалха Ринпоче, его младший брат Лобсанг и их ученики предложили провести Цог в одном из парков Дели. Происходящее больше напоминало пикник: ритуальную часть мы опустили. Зато были песни на тувинском, бурятском и тибетском языке. Остатки еды со «скатерти» летели бродячим собакам, ошивавшимся вокруг нашей толпы в ожидании чего-нибудь вкусненького, но эту еду у собак тут же отбирали хищные птицы, пикируя на них словно штурмовики. Прогуливаясь по парку, я заметил аллею из деревьев, посаженных дипломатами разных стран. Было здесь и деревце, посаженное советским министром Н. Е. Рыжковым 20 ноября 1987 года. Наверняка и в этом месте я оказался неслучайно.
Когда закончился пикник, я, Валя и еще две тувинки, одна из которых – дочь бывшего президента Тувы, отправились в Ладакхский Храм, дабы еще раз увидеть эту красоту, к тому же при свете дня. На рынке в ладакхском квартале девушки прикупили себе одежды, а я в очередной раз не смог найти ступу для алтаря: единственный подходящий экземпляр оказался не для продажи.
Преодолев несколько опасных пешеходных переходов, мы дошли до автовокзала, и затем уехали на метро.
Вечером вся паломническая группа вновь собралась, чтобы поужинать с Ринпоче. А после, мы собрались у Лены и Тани, дабы пообщаться с монахом-студентом, приехавшим из Бурятии обучаться на ученую степень геше. Он рассказал, как трудно обучаться на геше, какой строгий отбор идет для кандидатов на это звание, а также просветил относительно того, чем гелонг отличается от простого монаха.
29 декабря 2012
Наша группа потихоньку разъезжалась: кто-то ехал на Восток, в Варанаси, на Учения Кармапы Ургьена Тринлея Дордже, кто-то – на Север, в Дхарамсалу, кто-то возвращался в Россию. Мы с Ирой и еще несколькими людьми оставались в Дели. Но в этот день мне предстояло одно важное задание: быть переводчиком. Але, которая была из Тувы, срочно нужно было вернуться в Кызыл, где произошло ЧП. Для этого мы ездили в центр, дабы попытаться обменять билет в офисе Узбекских авиалиний, но как назло 29 декабря был выходной день, и офис был закрыт. К тому же мы столкнулись еще с одной проблемой – народные волнения противников насилия в отношении женщин, начавшиеся из-за той самой несчастной изнасилованной девушки, которая уже умерла в больнице, прокатились по всему Нью-Дели: были закрыты несколько центральных станций метро, перекрыты многие улицы и места, в том числе и Врата Индии – к ним я так и не смог попасть…
Аля была добра и полностью оплатила мне такси и метро и готова была оплатить такси до аэропорта, дабы обменять билет там. Но в последний момент она решила ехать в Варанаси с основной частью паломников. Ира и я попрощались с Валей, Леной и остальными паломниками, проводили их машины и отправились в храм сикхов, который стоял неподалеку от Маджнукатиллы. В отличие от индуистских храмов, где разрешается быть в носках, в сикхских храмах нужно ходить босиком: перед входом в любой сикхский храм обязательно ритуальное омовение стоп.
Во всей Маджнукатилле был только один магазинчик, где я нашел для себя подходящую ступу, но она была очень дорогой: больше 6000 рупий. Я решил, что придется снять еще несколько тысяч с банкомата.
Вечером, сразу после посещения сикхского храма, мы с Ирой зашли в гости к Ринпоче. Гостеприимные хозяева угостили нас чаем с молоком. Около часа просидели мы, смотря комедийное шоу по ТВ, но, так и не дождавшись Учителя, вернулись в номер. В номере я неожиданно для самого себя на пару часов засел смотреть индийское ТВ, такое яркое, безумное, наполненное Индией в концентрированном виде. Всегда интересно понаблюдать за чужой жизнью, а ведь ТВ отражает ее, хоть и в слегка искаженном виде. Если мне и не хватило Индии сполна, индийское телевидение могло компенсировать эту нехватку…
30 декабря 2012
С утра был традиционный тибетский завтрак с цампой. Затем, мы с Ирой и тувинской бабушкой поехали в крупный торговый центр City Walk. Там в одном из супермаркетов я взял две баночки кофе для друзей, ибо больше нигде, кроме супермаркетов невозможно было найти кофе, и повсюду был один чай. Дело шло к Новому Году, и весь Дели был заставлен праздничными ёлками. Наверняка эта традиция пришла в Индию из Европы совсем недавно.
На тук-туке мы отправились в Национальный музей Индии. По дороге замечали пустые дороги, перекрытые из-за демонстраций, полицейские кордоны и стаи обезьян. На территории самого музея оказалось также грязно, как и на всех улицах Нью-Дели.
В музее были представлены экспонаты из Индии нескольких эпох, начиная с древнейшего периода государства Мохенджодаро: предметы быта, статуи, барельефы, оружие… Но для нас разумеется самым важным было совершить несколько обходов вокруг священных реликвий самого Будды. Для буддистов был отведен специальный зал, где кроме реликвий находились также статуи Будды, тханки, ритуальные предметы. Заряда аккумуляторов в моем фотоаппарате едва хватило, чтобы я успел заснять все это. Более поздние периоды из истории Индии были представлены живописью и графическими миниатюрами. Были здесь и печатные буддийские сутры. Во дворе музея кроме статуй различных божеств, были представлены дубликаты Законов Хамурапи и Эдикты Ашоки.
Прогулявшись по музею и посидев в Макдональдсе поблизости, мы пошли гулять по Connaught place. Я искал там банкомат Государственного Банка Индии, дабы снять необходимую сумму в рупиях и купить тибетскую буддийскую ступу у лавочников. Увидев трех растерянных туристов, к нам тут же прицепился местный разводила, действующий по схеме: найти туристов – привести в салон/бар/магазин/турфирму – склонить к сделке – получить процент со сделки. Общаясь с нами, он предположил, что мои тувинские спутницы родом из Кореи. Вообще, на Коннот плейс часто можно было слышать «привет!» на русском языке от дружелюбных индусов. Сняв необходимую сумму в банкомате, мы тут же сели на тук-тук и покинули своего спутника, оставив его ни с чем.
По дороге в Маджнукатиллу нам встречались толпы демонстрантов с транспарантами в защиту женщин. Это были уже остатки тех гигантских народных волнений, которые прокатились по городу несколькими днями ранее. Узкие улочки, базары, сикхские храмы, парки, форты и крепости – всё, что попадалось мне на пути, я снимал на видео.
Вернувшись в тибетский квартал с необходимой суммой денег, я тут же пошел за нужной мне ступой, но… Перед этим мне захотелось еще раз проверить все местные лавки на предмет наличия более подходящих ступ. И что же я обнаружил? В одной из лавок продается ступа того же размера, правда не такого хорошего качества, но зато уже не за 6000, а за 950 рупий! Я с радости взял ее, да в придачу взял еще и чашечек. Но прикинув вечером, понял, что даже эта ступа будет великовата для моей комнатки. Ее можно кому-нибудь подарить, а самому взять лишь небольшое навершие ступы за 2000 рупий, которое я уже давно нашел в магазинчике возле ресторана Ти Ди.
Отведав очередной вид тибетских пельменей момо, я успел позвонить домой родным за скромную плату и успел вляпаться в какую-то краску. К счастью, мне быстро удалось отмыться самому и отмыть остатки краски с пуховика.
31 декабря 2012
Последний день 2012 года мне захотелось провести по особенному и отправиться в самостоятельную прогулку по Дели. К тому же, у меня на руках было около 7000 рупий, которые срочно нужно было потратить, ведь до отъезда оставался один день. На метро я доехал до станции Kashmere gate, и сначала дошел до христианской церкви. Церковь оказалась закрыта, но во двор меня впустили. Я прогулялся вокруг храма и заглянул на маленькое христианское кладбище во дворе церкви.
Дальше по списку шел ладакхский рынок, на котором я приобрел несколько вещей по отличной цене. Рынки в Индии ничем не отличаются от российских. По пути мне часто встречались дружелюбные индусы, которые просто могли поздравить с Новым Годом любого незнакомца.
В буддийском храме я оказался в третий раз. Никуда не спеша, спокойно выполнил в храме некоторые медитативные и ритуальные практити, после чего заглянул на задний двор и обнаружил там дерево Бодхи, высаженное Джавахаралом Неру, из семян легендарного дерева, находящегося в Бодхгайе, под которым Будда достиг просветления. Несколько листочков с этого дерева я взял как реликвию.
В Маджнукатилле я был уже часов в 5 дня. Подумывая купить навершие ступы, я зашел в магазинчик возле Tee Dee, спросил цену у продавца. И опять сработала карма! Весьма добрый и честный индус сказал мне, что можно найти ступы дешевле в магазинах неподалеку, на цоколе того здания, в котором находился Ти Ди. Будь дело в нашей стране, ни один продавец никогда не послал бы покупателя к своим конкурентам. Вот там-то, в одном из магазинов на цокольном этаже, я и нашел то, что искал: небольшую ступу из латуни и всего за 250 рупий. Это был отличный подарок к Новому Году. На оставшиеся деньги я взял палантин в подарок маме и несколько коробочек благовоний для Дхарма-центра.
Вечером, перед праздничным ужином, мы с Ирой помолились в храме и загадали перед буддами желание. Было приятно встретить в храме знакомую девушку, которая часто сопровождала Лобсанга.
Часов в 10 вечера, когда Тува и Красноярск уже встречали Новый Год, мы сели за праздничный ужин. К нам присоединилась пожилая дама из Бурятии, сын которой учится в Индии на переводчика с тибетского. Алкоголя на столе не было, однако, в праздничный день можно расслабиться и позволить себе колу. Как всегда, я переборщил с острым соусом, и мне понадобилась целая тарелка риса, чтобы заесть всю остроту. В общем, я жутко объелся, как и в любую новогоднюю ночь.
Спать тогда не хотелось, оставалось только переслушивать с мобильника лучшую музыку, которую я слушал в 2012 году, да лекции философа А. М. Пятигорского…
1 января 2013
Непродолжительная утренняя прогулка по тибетскому кварталу. Набрал сладостей в дорогу и на подарки. Сразу как вернулся, увидел в нашем с Ирой номере Лобсанга, который отдавал нам полуметровую статую Будды в качестве багажа. Я быстренько собрал оставшиеся вещи (все основное уже было собрано), и мы вчетвером на микроавтобусе поехали на автовокзал ISBT. Лобсанг помог нам купить билеты до Джалендара – это означало, что там нам придется делать пересадку до Амритсара. К счастью, вместе с нами до Амритсара ехал еще один человек, которого Лобсанг попросил помочь нам. Где-то около часа мы ждали отъезда автобуса.
Отправились в дорогу примерно в 11 утра. Некоторое время было интересно понаблюдать за Индией из окна автобуса. Потом картина за окном приобрела некоторое однообразие, и мне даже захотелось спать. Придорожная территория в Индии почти вся застроена домами, магазинами, храмами и здесь почти нет мест, которые пустуют. Вся страна во время путешествия на автобусе кажется одной большой деревней.
Несколько раз автобус останавливался, чтобы дать пассажирам перекусить и справить нужду. Мы ехали очень долго – уже начало темнеть. Из-за тумана нельзя было почти ничего увидеть, смотря в окно. Затем была первая пересадка, которая, как выяснилось, была нужна и нам с Ирой. Посреди ночной трассы остановились два автобуса, и часть пассажиров из нашего перешла во впереди стоящий. Нашего спутника долго не было видно, и я случайно решил спросить сидящюю в салоне женщину, идет ли наш автобус в Джалендар. Она в недоумении посоветовала нам хватать багаж и переходить в соседний автобус. Что мы и сделали. Швы на сумке уже лопались от тяжести статуи, но я успел запихать ее в багажник автобуса. Мы стояли напротив какого-то отеля. Ира вдруг предложила: «Заночуем?!». Как было бы приятно бросить все эти тяжести и заночевать до завтра. Так мне хотелось спать! Но я рад, что не расслабился тогда и с четырьмя сумками запрыгнул в автобус, ведь неизвестно, успели бы мы к вылету, или нет, если бы я согласился на ночевку в придорожном отеле в незнакомом месте за сотни километров до Амритсара.
Еще несколько часов мы ехали до Амритсара, стоя в забитом автобусе. Спутник наш ехал рядом. Автобус почти не останавливался на остановках, а только лишь замедлял ход, давая пассажирам выпрыгнуть. Я думал, что вдруг и нам придется выпрыгивать с сумками и еще пристальнее наблюдал за мужчиной, которому вверил нас Лобсанг. А ведь и в багажнике были наши сумки, и было бы очень неприятно, уедь наш автобус вместе с ними. Несколько раз я спрашивал попутчиков: «Джалендар?». Они кивали головой и бормотали что-то непонятное на своем английском.
Но вот кажется мы доехали до Джалендара, сиявшего яркими огнями в ночи. На автовокзале собралась небольшая толпа транзитных пассажиров, и когда экспедитор на стоянке закричал «Амритсар, Амритсар, Амритсар, Амритсааар!», мне стало поспокойнее: цель была уже близко! Билет до Амритсара стоил всего 60 рупий. Нам помогли погрузить всю ручную кладь в салон и довольно быстро автобус отправился. Дорога до Амритсара заняла еще около двух часов: за это время я несколько раз безуспешно пытался заснуть.
Мы прибыли в Амритсар в 11 часов вечера (фактически, вся дорога заняла у нас 12 часов!). Но расслабляться было рано: нужно срочно найти место для ночлега. Мы попросили возницу отвезти нас к дешевому отелю недалеко от Золотого Храма. Но даже самый дешевый номер, ужасно тесный, темный и грязный, с одной двухспальной кроватью обошелся нам дороже, чем наш превосходный (по сравнению с Амритсаром) номер в Маджнукатилле. Ночью было жутко холодно. Я спал в куртке и шапке, полностью закутавшись в одеяло.
2 января 2013
Едва проснувшись, мы пошли осматривать единственную, наверное, достопримечательность Амритсара – Золотой Храм сикхов.
Храмовый комплекс вокруг Золотого храма довольно обширен, а сам храм стоит посреди пруда, воды которого считаются у сикхов священными. По сикхской традиции нам пришлось идти полностью босиком по голому камню. Для меня это стало настоящим испытанием, учитывая, что температура на улице составляла максимум градусов 10 тепла. Отважные сикхские паломники погружались в воду пруда и в такую погоду. Иру привлекли киоски, где паломникам на банановых листах раздавалась бесплатная еда. Но мне было не до еды. Думал только о том, где бы поскорее согреть свои стопы.
Прошли внутрь храма. Внутри, как и снаружи, все отделано чистым золотом. Посредине залы стоит алтарь с цветами и местом для денежных подношений, с которого сикхи сгребают все деньги каким-то копьем. Рядом за клавишным музыкальным инструментом сидят несколько сикхов и поют свои песни, раздающиеся из колонок по всей территории комплекса. Выйдя из Золотого Храма, мы еще долго не могли найти выход из комплекса, а хотелось уже поскорее получить свои носки и обувь обратно. Но в целом сам храм произвел на меня позитивное и очищающее впечатление. И даже помог добить остатки простуды, которую я заработал в Дели.
После прогулки по Золотому Храму, мы прошлись немного по улицам Амритсара. Я успел дотратить оставшиеся рупии на сладости и фрукты. Мы быстро собрали вещи, наняли тук-тук и погнали в аэропорт. По дороге в аэропорт встречались небольшие уютные коттеджи, парки, встретилась одна железнодорожная станция. Весь путь занял около сорока минут и вот во всей своей красе предстал перед нами Международный аэропорт Амритсар.
В аэропорту я потратил последние рупии на еду. Через пару часов ожидания к нам присоединилась группа девушек из Бурятии, только-только приехавшая из Дхарамсалы.
Ташкент
2-3 января 2013
Далее все следовало по стандартной схеме: регистрация, ожидание, полёт. Наш самолет вылетел на закате, а приземлился в Ташкенте уже часов в 11 вечера. Рейс до Новосибирска назначен на 11 утра 3 января – из этого следует, что мне придется переночевать здесь, в Терминале Б.
Ночевал я на полу, укрывшись палантином, который купил маме в подарок. К счастью, в зале для транзитных пассажиров были хотя бы ковры, на которых многие хорошо устроились. Компания ночующих подобралась самая интернациональная: индусы, европейцы, азиаты, представители стран ближнего Востока. В ночь со 2 на 3 января Терминале Б Ташкентского аэропорта можно было видеть ночующих друг подле друга индуистов, буддистов, сикхов, мусульман и кришнаитов – удивительно! С нами в одном самолете летели буддийский лама из Тувы и кришнаитский гуру.
Все 3,5 – 4 часа перелета я с нетерпением ждал момента, когда ступлю на родную землю. Практически весь перелет наш Airbus трясло. Во время перелета крутили какую-то комедию, помогая пассажирам развлечься. Как только фильм закончился, самолет стал заходить на посадку. Несколько минут посмотрели на деревеньки в пригороде Новосибирска, после чего – земля!
В аэропорту новосибирские кришнаиты встречали своего гуру и остальных прилетевших песнями и танцами. Попрощался с Ириной и остальными тувинцами в надежде увидеть их на ближайших лекциях Шивалха Ринпоче в Красноярске. С тремя бурятками, которых я встретил в аэропорту Амритсара, мы доехали на автобусе до Ж/Д Вокзала. Помог им дотащить сумки до зала ожидания и через час уже ехал на поезде домой.
Утром 4 января я вернулся в Красноярск.

Категория: Путешествия | Добавил: Azzey (16.04.2014)